Суббота, 11.05.2024, 16:51Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Разработки уроков
Главная » Файлы » Мои файлы

«Знакомство с ботаникой»
18.03.2012, 13:02

МОУ «Микулинская гимназия», Лотошинского района Московской области.

 Учитель: Озерова Надежда Васильевна.

Урок биологии в 6 классе

Тема: «Знакомство с ботаникой»

Цели и задачи:

·        развитие интереса к предмету;

·        стимуляция активной познавательной деятельности;

·        расширение кругозора учащихся;

·        привитие любви к природе, к прекрасному, к тому, что нас окружает.

Знания, умения, навыки:

·        работа в группах, взаимовыручка;

·        работа с дополнительной литературой;

·        развитие логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

·        переход от репродуктивного к активному обучению.

Предварительная подготовка: класс разбивается на команды по 5-6 человек, ученики дают названия своей команде, дома ребята подбирают факты о растениях-рекордсменах на тему «Самые-самые», подбирают стихи о растениях, учат наизусть, выбирается жюри из учащихся или учителей.

Материалы: карточки с изображениями растений, листы со словом БОТАНИКА.

Ход урока.

Слово учителя.

Дорогие ребята! Наш сегодняшний урок называется «Знакомство с ботаникой». Эту науку мы будем изучать всего лишь год. К сожалению, в рамках школьного курса невозможно узнать всего интересного, что можно рассказать о растениях. Сегодня мы попробуем приподнять эту завесу таинственности. Мы узнаем много интересных фактов из жизни растений, и, надеюсь, после этого вы будете любить и ценить растения больше.

Первый конкурс «Разминка»

Каждой команде выдаётся лист со словом БОТАНИКА. За 3 минуты команды должны написать как можно больше названий растений на каждую букву этого слова. (За каждое название – 1 балл)

Б – бегония, барбарис, баньян, боярышник, банан, баклажан, берёза.

О – осина, ольха, одуванчик.

Т – табак, тюльпан, тополь.

А – акация, аир, алоэ, астра, арбуз, абрикос, арахис.

Н – нарцисс, настурция, незабудка.

И – инжир, ирис, ива, иссоп.

К – кактус, клён, клюква, колокольчик, календула, клевер, камыш, кипарис.

А – алтей, ананас, апельсин, анютины глазки.

Второй конкурс «О чём речь?»

На отдельном столе – карточки с изображениями растений. Один участник команды выбирает карточку, команда должна догадаться, что это за растение, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». (За каждый вопрос снимается 1 балл)

Третий конкурс «Загадки»

Каждой команде загадывается по 3 загадки. (1 балл за каждый правильный ответ)

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.

(подсолнух)

 

Длинноногие сестрицы
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег, у них ресницы
И, как солнышко, глазок.

(ромашки)

 

В платье зелёном
И шапочке красной
Степь украшаю
Нарядом атласным.

(мак)

 

Стоит разбойник у дороги,
Под одеждой прячет ноги.
И кто ни появляется,
За каждого цепляется.

(репейник)

 

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.

(дуб)

 

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.

(сосна)

 

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.

(берёза)

 

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

(василёк)

 

Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.

(одуванчик)

 

То ли с крыши, то ли с неба —
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?

(тополь)

 

Расколи его —
Будет зёрнышко.
Посади его —
Будет солнышко.

(подсолнух)

Синий цветочек, мал малышочек,
Мясо бросят, а шкурку износят.

(лён)

 

Четвёртый конкурс «Самые-самые»

Домашнее задание. Учащиеся по очереди зачитывают найденные факты о «самых-самых» растениях. (За каждый пример 1 балл).

Пятый конкурс «Что из чего?»

Письменно за 1 минуту учащиеся отвечают на вопросы:

1.     Из каких растений делают ткани?

2.     Из каких растений делают масло?

(За каждый правильный ответ – 1 балл).

Шестой конкурс «Интересные факты»

Каждой команде зачитывается отрывок, содержащий интересные факты о каком-либо растении. (За угаданное растение – 3 балла).

1.     Об этом растении арабы говорят: «Царица оазиса купает свои ноги в воде, а прекрасную голову в огне солнечных лучей». Всё растение то корня и до листьев используется ими. Существует даже обычай украшать его соцветиями и колыбель новорождённого и фату невесты. (финиковая пальма)

2.     С незапамятных времён японцы выращивают карликовые деревца, которым зачастую придают необычные формы. В переводе с японского это искусство называется «дерево в плошке». Назовите это искусство. (бонсай)

3.     Когда-то давно в Китае и Японии поработители ростками этого растения убивали непокорных людей. Палачи клали смертника на росток, приковывали его к земле лёжа. Наутро человек был пронзён метровым побегом, успевшим вырасти за ночь. Ткань человека – решето, по сравнению с теми материалами, которые это растение способно пробить. Ростки пробивают даже цементные площадки. (бамбук)

4.      Это растение выиграло сражение. В 1532 году испанские конкистадоры напали на селение индейцев на берегу реки Ориноко. Жители выставили против них отряд из воинов, вооруженных… жаровнями с пылающими углями. Когда испанцы приблизились, индейцы стали засыпать в жаровни порошок из плодов этого растения. Клубы удушливого дыма поползли в сторону конкистадоров. Этот  едкий дым разъедал глаза, вызывал удушающий кашель, перехватывал дыхание. Испанцам пришлось отступить. Что это за растение? ( перец )

5.     «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется… в самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу? (Цветок папоротника. Н.В.Гоголь в своём произведении «Вечер накануне Ивана Купалы» использовал легенду об этом несуществующем цветке, способном будто бы открывать клады.)

6.     Трудно что-то вырастить в пустыне. Воды практически нет; и кроме верблюжьих колючек почти ничего не растёт. Однако туркменские садоводы ухитрялись выращивать прекрасные дыни в почти безводных районах. Каким образом? (Они сажали семена дыни прямо на колючку. В средней полосе России подобным образом можно выращивать груши, прививая их на обычную рябину, иргу, боярышник)

Седьмой конкурс «Стихи»

Домашнее задание. Слушаются стихи о растениях. За каждое стихотворение – 2 балла.

Слово жюри.

Подведение итогов, выставление оценок.

Заключительное слово учителя

Ребята! Мы поговорили об удивительных созданиях природы – растениях. Любите растения, и тогда они отплатят вам красотой своих цветов, удивительными вкусами и запахами, и просто прохладным ветерком и шелестом листвы в жаркий летний день.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Герой
Просмотров: 1994 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ку-ку | Сделать бесплатный сайт с uCoz