МОУ «Микулинская гимназия», Лотошинского района
Московской области.
Учитель: Озерова Надежда
Васильевна.
Урок экологии в 8 классе
Тема: «Состав леса»
Вид урока:
обобщающий урок по теме.
Тип урока:
интегрированный.
Цель:
закрепить знания учащихся о составе лесов разных видов.
Задачи:
·
Познакомить
учащихся с творчеством художников;
·
Научиться
находить на картинах интересующие биологические объекты, давать им
характеристику;
·
Прививать любовь
к природе, воспитывать экологическую культуру.
Материалы к уроку:
магнитная доска, магниты,
гербарные образцы веток различных деревьев (ель, сосна, дуб, берёза, липа,
клён, осина и др.), репродукции картин: И.С. Остроухов «Первая зелень»,
«Золотая осень», Куинджи «Берёзовая роща» и др.
Предварительная подготовка: учащимся (индивидуально или в малых группах) дается
задание подобрать к уроку репродукции картин, на которых изображен лес, а также
краткую информацию о художниках, авторах этих картин.
Ход урока
Ученик
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
С. Никулина
Слово учителя:
Друзья! В курсе лесохозяйственной экологии
мы начали изучать лес, как экосистему. Мы говорили о значении леса для планеты,
для нас с вами, говорили об экологической обстановке (площадь лесов на планете
уменьшается), говорили, к чему это может привести.
Мы прислушивались к прогнозам учёных, к
языку цифр, примеряли на себя практическое значение.
Это, безусловно, нужно знать каждому
человеку.
Но есть на земле люди, которые среди
логики и прогнозов способны разглядеть прекрасное и поделиться этим с нами.
Давайте прислушаемся и к ним.
К этому уроку вам было дано задание
подобрать репродукции картин, на которых изображен лес, и сделать сообщение об
этой картине и её авторе.
Выступления учащихся.
(Сообщения по 2 – 3 минуты; репродукции
прикрепляются к магнитной доске). (См. приложения)
Практическая часть.
1. К
доске вызываются по одному учащемуся. Задание: из предложенных картин выбрать
те, на которых изображен:
·
сосновый лес,
дать ему характеристику по плану:
а) название леса,
б) лесообразующая порода,
в) характерные особенности леса,
г) видовое разнообразие.
·
Еловый лес, дать
ему характеристику.
·
Широколиственный
лес, дать ему характеристику.
·
Мелколиственный
лес, дать ему характеристику.
2. Определить, на каких картинах изображены
деревья (леса) первого класса бонитета. Пояснить свой выбор.
3. Рассмотреть гербарные образцы. Ответить, к
какому типу леса относятся данные растения?
4. Какие леса есть в нашем районе?
5. Послушайте два стихотворения, подумайте о
каких экологических проблемах идёт речь.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Н.Некрасов
Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Ответы учащихся
Рефлексия
Закончите фразу: « Сегодня на
уроке я…»
Подведение к выводу урока: На Земле много лесов разных видов. Лес является не только
источником пищи, сырья для промышленности, древесины, но и источником
вдохновения для художников и поэтов. И чем меньше проблем будет у леса, тем
больше замечательных стихов и картин мы увидим.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
|