Влияние запахов на психическое и физическое состояние человека известно с давних времен. Элементы душистых растений обнаружены даже в мотивах рисунков первобытных пещерных людей. Примеры того, как люди научились выделять душистые вещества из растений, относятся к периоду около 5000 лет до н. э.
Запахи и сегодня окружают нас повсюду. Зачастую мы не обращаем на них внимания, а зря.
Мы выдвинули гипотезу, что различные ароматы влияют на эмоции человека, его работоспособность и на самочувствие в целом.
Практическая значимость: Правильно применённые знания о воздействии запахов на эмоциональное состояние человека помогут повысить его работоспособность и улучшить настроение.
Цель: исследовать, какое эмоциональное воздействие на человека имеют запахи.
Задачи:
1) рассмотреть теоретический аспект влияния запахов на организм человека (психоэмоциональное состояние);
2) опытным путём доказать взаимосвязь эмоционального состояния человека с воздействующими на него запахами;
3) разработать практические рекомендации по использованию запахов, благотворно влияющих на эмоциональное состояние.
Методы исследования:
- Изучение источников по данной теме.
- Анкетирование учащихся.
- Эксперимент.
- Оценка результатов.
Методика:
Анкетирование и эксперименты проводились среди учащихся 5 – 11 классов, а также среди работников гимназии. Вопросы анкеты (Приложение1) и методика опыта разработаны самостоятельно, исходя из поставленных задач.
Оборудование:
Секундомер, аромалампа, эфирные масла розмарина, апельсина, эвкалипта, чеснок, колбаса.
Первая часть работы предполагала выяснить при помощи анкетирования (Приложение 1), какие эмоции вызывают у испытуемых различные запахи. В исследованиях приняли участие 48 человек.
Результаты приведены в таблице.
Как видно из таблицы, самыми предпочитаемыми явились запахи апельсина, мяты и розы, а самыми неприятными запахи хлорки и бензина. Это связано с подсознательными ассоциациями, например: апельсин – Новый год, праздник, подарки, радость; хлорка – больница, боль, страдание, горе и т.д.
Предпочтение резких непищевых запахов является одним из признаков дисмикроэлементоза (нехватки в организме некоторых элементов).
В разделе «не вызывают никаких эмоций», как мы видим, лидируют запахи, связанные с едой (они воспринимаются частью людей как повседневные, привычные, неотъемлемые) и запахи ели, сосны, которые испытуемые вдыхают ежедневно по дороге в школу и из школы, во время прогулок и т.д.
Вторая часть работы связана с экспериментом.
Группе добровольцев (20 -30 человек) предлагалось за одну минуту выполнить несложные задания: вставить пропущенные буквы в слова и выполнить математические вычисления (Приложение 2) в аудитории, где присутствовал определённый запах. Контрольная группа выполняла эти задания в аудитории, где нет посторонних запахов. После серии опытов подсчитывалось общее количество ответов, количество правильных ответов, средний балл. Результаты приведены в таблице.
Таким образом, запах еды отвлекает человека от мыслительной деятельности, эвкалипт расслабляет, чеснок, розмарин, апельсин – стимулируют умственную работу.
Выводы
В результате проведённой работы мы выяснили, что запахи играют в нашей жизни немаловажную роль. Они воздействуют на нас, улучшая или ухудшая наше настроение, работоспособность, самочувствие.
Реакции на различные запахи строго индивидуальны и непосредственно связаны с жизненным опытом конкретного человека.
Среди запахов есть группа явно предпочитаемых многими (мята, апельсин) и группа неприятных для большинства (бензин, хлорка).
Выдвинутую гипотезу считаем доказанной. На основании исследований нами разработаны рекомендации, с которыми мы ознакомили своих одноклассников, учащихся других классов и учителей. Планируем выступить на родительском собрании.
Рекомендации:
1. Исходя из собственных предпочтений используйте запахи, стимулирующие мыслительную активность: лаванда, гвоздика, лавр, корица, розмарин, базилик, бергамот, герань. Можно использовать их во время подготовки домашнего задания.
2. Для расслабления, отдыха вдыхайте запахи ромашки, мелиссы, можжевельника, полыни, розы, валерианы, кипариса, сандалового дерева.
3. Для снятия боли подойдут: анис, бергамот, бессмертник, гвоздика, душица, иссоп, кипарис, корица, базилик, лимон, лук, мускатный орех, полынь, ромашка, рута, сосна, тимьян, тмин, укроп, чеснок, шалфей.
4. Изучите внимательно лечебные свойства запахов, и , возможно, в скором времени вам не понадобятся многие лекарства без которых мы не представляем своей жизни!
|