Суббота, 11.05.2024, 20:11Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Разработки уроков
Главная » Файлы » Мои файлы

«Эволюция строения и функций органов и их систем у животных»
11.01.2015, 03:08

Муниципальное образовательное учреждение «Микулинская гимназия»

Лотошинского района Московской области

 

Обобщающий урок в 7 классе

по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем у животных»

(Автор: Озерова Надежда Васильевна – учитель биологии и химии)

Цель: обобщить и систематизировать учебную информацию через использование технологии критического мышления и разноуровневого обучения.

Задачи урока:

  • познавательная: обобщить знания об эволюции строения и функций органов и их систем, сформулировать основные направления эволюции;
  • развивающая: развивать теоретическое мышление, информационные и коммуникативные умения и навыки в процессе самостоятельной и групповой работы с учебной информацией;
  • воспитательная:  воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, самостоятельности); формирование ценностного отношения к природе и ее изучению.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, доска, магниты, вопросы разного уровня сложности распечатаны на листах разного цвета и размещены на доске, оценочные листы с критериями выставления отметок для каждой команды, таблицы по курсу зоологии: внешнее и внутреннее строение животных разных типов и классов, скелеты позвоночных животных, раздаточный материал «Скелет птицы», образцы покровов тела: чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, иглы млекопитающих и др.

Предварительная подготовка к уроку: класс делится на команды по 5-6 человек, выбирается капитан, учащиеся заранее готовят вопросы для противоположной команды (2-3 вопроса). Перед уроком каждая команда получает оценочный лист, в котором по ходу урока отмечается активность каждого члена команды.

Ход урока

Слово учителя.

     Друзья! Мы закончили изучение большой темы, которая была посвящена эволюции строения и функций органов и их систем.

     За это время мы узнали, как менялись отдельные черты строения, о взаимосвязи строения и функций организма, о жизнедеятельности животных, как происходит размножение и развитие животных, какова продолжительность жизни различных животных и многое другое.

     Мы научились выявлять сходства и различия в строении тела животных, распознавать стадии развития животного и даже определять возраст некоторых животных.

     Настала пора подвести итог. Какую цель мы ставим перед собой? (учащиеся формулируют цель урока: обобщить знания об органах и системах органов,  выяснить, в каком направлении шла эволюция органов и их систем у животных)

      Конечно же, за такое короткое время мы не сможем объять необъятное, поэтому будем полагаться на волю случая. На доске представлены разнообразные вопросы по нашей теме. Самые простые из них на лепестках желтого цвета, посложнее – на розовых, самые сложные – на зелёных. Каждый из вас волен выбирать сложность вопроса, но помните, что и оцениваться они будут по-разному. Желтый вопрос принесёт в вашу копилку всего один балл, розовый – два, а зелёный – целых три балла.

     Дополнительные баллы вы можете заработать, обсуждая командные вопросы и выдвигая версии.

Первый этап (групповая работа с раздаточным материалом). «Разминка»

Каждая команда получает раздаточный материал «Скелет птицы». Задание: перечислить приспособления к полёту в скелете птицы.

  • кости тонкие с воздушными полостями;
  • срастание костей черепа, поясничных, крестцовых и хвостовых позвонков, костей  тазового пояса и ключиц;
  • грудина имеет вырост – киль;
  • кости предплюсны и плюсны срослись в цевку;
  • челюсти превратились в клюв;

 

Второй этап (индивидуальная работа). «Твой выбор»

 

Каждый член команды по очереди выходит к доске, выбирает вопрос, отвечает на него.(3 уровня сложности: 1- «Покажи…, Назови…», 2 – «Расскажи…», 3 – «Объясни…, Докажи…»)

 

1) У каких животных пятиугольное сердце?
2) Покажите на скелете лягушки шейный отдел.
3) Какие наземные позвоночные полностью утратили способность к газообмену при помощи кожи?
4) В какой части кровеносной системы наблюдается несоответствие: по венам течёт артериальная кровь, а по артериям – венозная?
5) Какая рыба самая плодовитая?
6) Где находится плавательный пузырь у рыбы?
7) У кого в ходе эволюции впервые появились перистые жабры?
8) Как называется дополнительный отдел нижних конечностей, появившийся у птиц?
9) Сколько лет живёт личинка майского жука в почве?
10) Покажите, где располагаются почки у млекопитающих.
11) Какими способами передвигаются ракообразные?
12) Изобразите схему нервной системы плоских червей.                                                                           
13) Из скольких отделов  состоит позвоночник млекопитающих?
14) Перечислите не менее 3х приспособлений для полёта у птиц (легкая и маленькая голова; гибкая, тонкая шея; туловище обтекаемой формы; передние конечности превратились в крылья; кожа сухая и тонкая; перьевой покров; развитие летательных мышц и мышц нижних конечностей.).
15) Перечислите форменные элементы крови.
16) Что явилось следствием разделения венозной и артериальной крови у птиц и млекопитающих?
17) С чем связанно появления двойного дыхания у птиц?
18) Каким образом по кости животного можно определить его возраст?
19) На какие периоды делится жизнь животного?
20) С чем связано отсутствие грудины у ужа?

21) Почему лёгочное дыхание на суше перспективнее жаберного?
22) Чем отличается половое размножение от бесполого?
23) Для чего птицам нужен киль?
24) Почему у нелетающего страуса отсутствует киль, а у нелетающего пингвина он есть?
25) Какое значение имеет копчиковая железа для птиц?
26) Почему в ходе эволюции у животных возникла выделительная система?
27)  Кому присуще амебоидное  движение?
28) Перечислите и покажите отделы головного мозга позвоночных.
29) У каких рыб хорда сохраняется в течение всей жизни?
30) Каково значение органов чувств для животных?

Третий этап (групповая работа). «Ты – мне, я - тебе».

Учащиеся отвечают на вопросы, заранее подготовленные противоположной командой.

Динамическая пауза. (Упражнения на формирование правильной осанки)

Четвёртый этап (индивидуальная работа). «О чём это я?»

Фронтальный опрос

1 Существует несколько поверий о его покровах. Одно из них гласит, что они ядовиты, а другое – что он может метать их в своих врагов. О ком это я?

(Поверье о том, что дикобраз мечет во врагов свои иглы, подобно стрелам, очень старое — это было расхожим суеверием ещё в древнеримскую эпоху. Даже в наши дни можно часто услышать такое мнение. Оно, между тем, совершенно не соответствует истине. Иглы дикобраза, действительно, очень непрочно сидят в шкуре, но метать их зверь не способен — это совершенно невозможно в силу отсутствия соответствующих анатомических приспособлений. Да и трудно представить, каким образом игла должна быть стабилизирована в полёте, чтобы попасть в цель хотя бы на расстоянии нескольких шагов (тем более, что иглы дикобраза не обладают хорошими аэродинамическими качествами — например, они никогда не бывают идеально прямыми, а всегда имеют некоторый изгиб). Вероятно, подобное поверье возникло в связи со способностью дикобраза очень быстро, почти незаметным движением, втыкать иглы в преследователя, а затем снова отскакивать вперёд, создавая впечатление, что он всадил иглу с некоторого расстояния. Кроме того, вероятно, что при резких движениях бегущего дикобраза иглы могут сами собой выпадать из шкуры, но речь не идёт о целенаправленном их метании. 

Так же не подтверждена и другая распространённая легенда — о якобы ядовитости дикобразьих игл. Действительно, раны от его игл очень болезненны, часто воспаляются и заживают с трудом. Но вызывается это не ядом, а обычным заражением — на иглах обычно много грязи, пыли и песка. Более того, иглы дикобраза довольно ломки и в ране часто остаются их кусочки, вызывающие дополнительную боль и нагноение.) Демонстрация игл дикобраза, фотографий животного на экране.

2. Учёные подсчитали, что покровы их тела весят больше, чем скелет. О ком это я?  (Птицы). Демонстрация перьев птиц, фотографий птиц нашей местности на экране.

Пятый этап (групповая работа). Формулировка вывода урока.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Изучая многообразие животного мира мы особо обращали внимание на постепенное усложнение животных от низших форм к ___________, от простого к ____________. Они становились все более и более сложными по строению, _______________, образу жизни. Усложнялись и функции их тканей, ______________, систем органов, в целом организма, то есть эволюционировали. 

(Изучая многообразие животного мира мы особо обращали внимание на постепенное усложнение животных от низших форм к высшим, от простого к сложному. Они становились все более и более сложными по строению, поведению, образу жизни. Усложнялись и функции их тканей, органов, систем органов, в целом организма, то есть эволюционировали.)

Шестой этап. Рефлексия.

Подведение итогов урока, выставление оценок (самостоятельно в оценочные листы)

 

Приложение 1

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика

Набранные баллы

Итоговая оценка

Индивидуальные ответы

Работа в группе

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии выставления итоговых оценок:

3-4 балла – «3»

5-6 баллов – «4»

7 и более баллов – «5»

 

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика

Набранные баллы

Итоговая оценка

Индивидуальные ответы

Работа в группе

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии выставления итоговых оценок:

3-4 балла – «3»

5-6 баллов – «4»

7 и более баллов – «5»

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Герой
Просмотров: 3460 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ку-ку | Сделать бесплатный сайт с uCoz